О системе персонифицированного финансирования в дополнительном образовании

В феврале МБУ «ЦРДМ «Алые паруса» организовало открытый городской турнир по кикбоксингу, посвященный Освобождению Новгорода от немецко-фашистских захватчиков, который собрал 77 участников с Ленинградской и Новгородской областей. Турнир закончился семинаром с участием девятикратного чемпиона мира, восьмикратного чемпиона России Вячеслава Тисленко. Мероприятие собрало значительное количество заинтересованных. Несмотря на положительные отзывы родителей, участников турнира, тренерского и судейского составов, мы, как организаторы, понимаем, что зал учреждения с трудом вместил в себя всех желающих.

О том, как дать дорогу детским талантам даже в недостаточно обеспеченных семьях позволит механизм персонифицированного финансирования, говорят  авторы проекта «Равные возможности — детям». ОНФ планируют законодательно закрепить систему, благодаря которой дети смогут получать именные сертификаты с определенной суммой на счету, позволяющей им регулярно посещать кружки и секции как в государственных, так и в частных образовательных организациях. Действовать такие сертификаты будут до совершеннолетия ребенка, а сумма, выделяемая на его дополнительное образование, будет зависеть от бюджета каждого отдельного субъекта РФ.

Необходимость такого нововведения подтвердили результаты предварительных исследований: согласно им, родители детей, не имеющих доступа к дополнительному образованию, чаще всего просто не имеют финансовой возможности отправлять ребят на эти занятия. Причем чем больше в семье детей — тем ниже вероятность, что они смогут заниматься интересной им деятельностью.

— В 9 регионах сейчас идет апробация системы: родителям ребенка, имеющего сертификат, предоставляется доступ к персональному счету, средства которого реализуются через личный кабинет, в который они заходят по номеру сертификата, — объясняет член центрального штаба ОНФ и координатор проекта Любовь Духанина. — После выбора программы из единого навигатора в системе формируется договор, в котором прописаны все условия обучения и порядок перечисления средств с сертификата в организацию допобразования. Ежемесячно с сертификата списывается плата за занятия. Если родители решат поменять кружок, они могут расторгнуть договор и заключить новый, и тогда деньги ребенка будут направляться уже в новую организацию.

На данный момент пилотной версией системы персонифицированного финансирования уже пользуются более 39 тысяч детей. Благодаря инициативам проекта «Равные возможности детям» до 600 000 родителей получат возможность оплачивать дополнительное детское образование, и порядка 1 500 000 ребят смогут развиваться в выбранном ими направлении. А у образовательных организаций в борьбе за аудиторию возникнет здоровая конкуренция, которая подтолкнет их к развитию и обновлению.

На вопрос по вышеприведенной информации статьи общенародного фронта с которой выступила Любовь Духанина (российский общественный и политический деятель, депутат Государственной думы Российской Федерации VII созыва (с 2016), член Общественной палаты России (2006—2016). Заведующая кафедры педагогики и методики естественнонаучного образования МИФИ, мы попросили ответить доктора педагогических наук, профессора, заслуженного учителя школы РФ, директора МБУ «ЦРДМ «Алые паруса» Владимира Николаевича Аверкина.

Владимир Николаевич, как вы считаете, сертификаты действительно приведут к повышению доступности дополнительного образования и улучшат его качество?

Владимир Николаевич: Я уверен, что это не что иное, как выполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р о выполнении Концепции развития дополнительного образования детей по реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей». Вышеперечисленные правовые акты ставят целью к  2020-му году увеличение до 75% охвата системой дополнительного образования детей от 5 до 18 лет.

Именно поэтому, активность на федеральном уровне закономерна и выражается в открытии домов технического творчества («Кванториумов»), реализации федеральных грантовых проектов по решению задач дополнительного образования, возникновении новые системы статического учета и персонифицированного подхода к финансированию.

Что касается потребности детей и родителей города Великий Новгород в дополнительном образовании, можно уверенно заявить, что родители осознают необходимость перемен в системе дополнительного образования и работают в этом направлении не дожидаясь отработки новых управленческих задач, самостоятельно вкладывая финансы в занятия своих детей.

Действительно, открывается значительное количество платных направлений  в дополнительном образовании: спортивные, творческие, научные кружки. Запрос родителей на услуги дополнительного образования в сфере здорового образа жизни превышает наличие спортивных площадей в городе.

В образовательных учреждениях прибавилось количество учебных часов, дополнительных часов по ФГОС, появились новые, интересующие детей направления, которые не все родители могут себе позволить.

Разговор о системе персонификации ведется с 1992 года после принятия первого Закона об образовании. Считаю, что направление выбрано правильное, справедливое, позволяющее решать назревшие проблемы дополнительного образования грамотно и объективно.

Отдельные моменты нового порядка были отработаны в Новгородской области по дополнительному и общему образованию, что позволило сравнить полученные результаты при равных условиях, мотивировать лучших, помогать тем, кто по каким-либо причинам не может получить хороших результатов.

При этом, как бы мы к этому не стремились, средств, выделяемых бюджетом, будет недостаточно для оплаты 3 – 4 часов занятий в неделю. Исходя из этого, мы должны будем обеспечить всех желающих двумя бесплатными часами в неделю,  а наиболее способным, талантливым ребятам дать большее количество бесплатных часов в неделю. Всем остальным родителям будет предоставлен выбор: пользоваться услугой, оплаченной государством или доплачивать  за дополнительные занятия. Это даст возможность всем детям сделать осознанный выбор любимого занятия, которое в дальнейшем может стать профессией.

В Великом Новгороде, по сложившимся рыночным отношениям, 2 занятия в неделю стоят от 500 до 2000 рублей. Организации решают этот вопрос по-разному: кто-то рассчитывает на городской бюджет, кто-то привлекает средства родителей. Новый подход к системе дополнительного образования эту несправедливость уберет. Станут неконкурентоспособными кружки, которые не востребованы детьми и родителями.

Именно при таких условиях максимально прозрачная, справедливая и понятная система дополнительного образования станет значимым результатом консолидации  государства и родителей.